Эволюция печати на ткани: от трафарета до сублимации

Как это ни удивительно, но определить, когда именно человечество начало печатать на текстиле, намного сложнее, чем выяснить, кто же первый развязал Троянскую войну. Однако, благодаря раскопкам археологов, есть основания полагать, что наносить на ткани продукты своего творчества человечество начало задолго до написания Библии, неистовств императора Нерона и захвата арабами Египетской цивилизации.

История шелкотрафаретной печати

Исключив влияние древних греков и финикийцев и рассматривая историю происхождения современных технологий, мы попадаем на рынки Древнего Китая, где изготовление шелка для знати и торговля тканями вынудили людей изобрести трафаретное устройство для окрашивания текстиля и нанесения на него узоров.

Технология распространялась и в Японию, и в Египет и в страны Восточной Азии и в Европу. Лишь в средневековье примитивная трафаретная печать при помощи шелкового тампона превратилась в своеобразное искусство, которое называлось шелкография. Жители тогдашней Англии и Франции не называли эту деятельность именно так, но на самом деле прямая печать при помощи деревянного штампа являлась ничем иным как далеким предком современного шелкотрафарета. При помощи воска, парафина, батика, роспись Индонезийского архипелага была доведена до совершенства.

В России и США технология появилась лишь в начале ХХ столетия. Сетчатые шаблоны для штампа изготавливались из полиэфиров и нейлона. Несмотря на глубокие китайские и финикийские корни, в Америке технологию начали патентовать и делать собственностью отдельных типографий.

Трафарет, термотрансфер и сублимация

С постепенным внедрением компьютерных технологий и развитием химической промышленности, способы печати на текстиле, к концу ХХ века начали множиться. Однако, шелкографическая технология никуда не исчезала; по сей день, она является одной из наиболее подходящих технологий для тиражной печати на изделиях.

Появилась технология термотрансфера и трансферного переноса. Суть ее заключается в том, что при помощи химических (напоминающих клей) веществ, изображение переносилось на ткань, после чего большая часть клея испарялась, и чернила оставались на изделии.

Компьютерные технологии и цифровые печатные машины позволяют проводить термотрансферный перенос даже в домашних условиях. Кроме этого, лазерная гравировка и ультрафиолетовая (УФ) печать стала доступна почти каждому.

Комбинация трафаретных и термотрансферных процедур создала в начале 21 века так называемую сублимационную печать. Данный вид нанесения позволяет окрашивать светлые синтетические материалы (ткань, ацетаты, полиамиды), при этом клеевой материал, используемый в технологии, при нагревании превращается в газ, минуя жидкую фазу.

Таким образом, для того чтобы сменить технологию покраски кисточкой на сублимационную методику, человечеству понадобилось более трех тысячелетий. Однако, само ядро процедуры, основные принципы, так и не изменились.