Вопрос субъективного восприятия цвета, появляется крайне часто, особенно в полиграфии. Он всегда будет оставаться актуальным. Да, все мы действительно воспринимаем цвета по-разному и сотни различных экспериментов давно доказали это. Однако, есть некий среднестатистический стандарт, согласно которому большинство людей видят цвета приблизительно одинаково. Оттенки воспринимаются индивидуально, но биологический стандарт — это основа основ. Офтальмологические тесты (особенно на дальтонизм) проверяют именно норму, статистическую пригодность, зрения, игнорируя индивидуальные различия.
Закономерности в палитре
Такие типографские процессы как прямая печать на пластике, шелкография на ткани, УФ печать, трафаретная печать и многое другое требуют разработку макетов, при которых цвета воспринимаются не только на логическом уровне (различия их), но и на эмоциональном, эстетическом. Давно доказано, что разные цвета влияют на наше настроение. Это наблюдалось еще в древности, но теперь, во времена глубоких исследований в области деятельности головного мозга, это доказано на физиологическом уровне.
Цветовой круг Иттена или наука гармонии цветов
Художник Йоханесс Иттен разработал специальный инструмент, который позволил классифицировать спектральные части спектра с точки зрения их гармонии. Этот инстурмент называется цветовым кругом и представляет собой окружность, разделенную на 12 секторов – цветов и их оттенков. Базируется круг на трех основных цветах: синий, желтый, красный.
Вторичными цветами являются:
- зеленый;
- оранжевый;
- фиолетовый.
Остальные 6 цветов являются третичными:
- желто-зеленый;
- сине-зеленый;
- оранжево-желтый;
- сине-фиолетовый;
- оранжево-красный;
- красно-фиолетовый.
Собрав их воедино и распределив верно, согласно спектру, получаем цветовой круг Иттена.
Четыре закона цветовых сочетаний
- Комплиментарность. Используя оттенки, расположенные друг напротив друга, мы получаем очень контрастные, но максимально гармоничные комбинации.
- Классические триады. Если на круге выбрать равносторонний треугольник (выбрать три равноудаленных друг от друга цвета), то мы получаем элегантную и смелую гармонию.
- Аналоговые триады. Используя три соседние цвета можно получить идеальную комбинацию, полностью лишенную излишеств и напускной яркости.
- Контрастные триады. Для объединения контрастности и гармоничности, применяется принцип комплиментарности, однако, вместо одного противоположного цвета, следует выбрать два соседних. Такая комбинация называется контрастной триадой.
Настроение и эмоциональное восприятие клиента, который заказал продукцию, может зависеть от цветовых палитр, которые применялись при проектировании макета. Стандартизация цветов в дизайне полиграфической продукции — важная часть проектирования, даже несмотря на то, что может казаться, что все люди видят гармонию по-разному.