Печать сувениров в 19 веке

Печать сувениров представляет собой такой сегмент типографской деятельности, в котором испытать возможности оборудования и персонала типографии удается наиболее точно. Достаточно лишь установить одну небольшую офсетную машину, разобраться с расходниками и все — налажено производство визиток, листовок, флаеров. Добавим еще биговальные машины и буклетмейкеры и, казалось бы, возможности не ограничены.

Но с печатью сувениров дела обстоят немного иначе. Купить гравировочные приспособления — мало, нужно еще уметь делать гравировку, разрабатывать изящные макеты, иными словами – стараться. Такие услуги как ультрафиолетовая (УФ) печать на сувенирах — казалось бы, мелочь, а есть далеко не везде. Прямая печать на ручках, столовых приборах, текстиле — всё это лишь малая часть услуг, которые позволяют понять, насколько компания разбирается в отдельных сегментах этого сложного рынка.

Давайте разберемся, с чего все началось и как давно человечество решило внедрять типографские умения в разработку сувениров.

Когда была точка отчета

Печатали еще в древности. Использовали либо клише (выточенную из камня фигурку, способную оставлять оттиск), либо трафареты. Долгие столетия технологии развивались, и постепенно Китай стал создавать устройство отдаленно напоминающие современные шелкотрафаретные машины.

Однако, людям тех времен было не до сувениров. Несмотря на то, что печатали даже афиши (например, приглашения на гладиаторские бои в Риме), сувениры людям не раздавали. Предметы носили сугубо практический характер: вазы делали, чтобы из них пить, статуи, чтобы восхвалять богов, орудия, чтобы ими убивать врагов. Брать специальные предметы, чтобы оставалась память о каком-либо событии – бы не принято, специально изготавливать такие предметы — тем более.

Где началось желание людей оставлять себе сувениры — неизвестно. С одной стороны, во Франции (так как слово “сувенир” означает в переводе с французского “souvenir” — память, воспоминание), с другой стороны в Японии — здесь еще очень давно было принято, возвращаясь из поездки, брать  с собой Омиягэ — предмет из далеких мест для родных и близких. Однако, началом применения печати на сувенирах можно смело считать 19 столетие.

Что такого произошло в XIX веке

Первым важным событием, которое позволило печатать не только книги, но и сувенирную продукцию (например, печать на одежде или посуде) было применение вращательного движения в печатном деле. Казалось бы, это было всегда, однако нет — изобретение роликов и валов впервые применили в печатном деле в самом конце 18 века.

К середине 19 столетия эта технология применялась в различных печатных машинах сплошь и рядом. В 1814 году в Англии устанавливали  стоп-цилиндровые машины. Сейчас это кажется удивительным, но в силу отсутствия электричества, они работали на паровой тяге. Еще более удивительным является то, что паровые печатные станки отлично работают и по сей день.

В 1844 году Ричард Хо создал новейшую установку, которая позволяла печатать 8000 экземпляров в час. Благодаря этому устройству печатали не только газеты и книги, но и различную сувенирную продукцию, памятки и брошюры. Прямая печать на сувенирах была открытием того времени. Отметим, что скорость 8000 оттисков в час равносильна 134 оттискам в минуту, что превышает почти в 12 раз скорость современных принтеров.

Но самым главным достижением того века является создание теории трехцветного анализа. Теория позволила синтезировать цвета и внедрить в производство изделий цветную печать. Самым главным в эволюции печати 19 века являлось то, что у инженеров не было опорных знаний, им требовалось изобретать не только новые устройства, но и новые подходы к созданию устройств и технологий.

Горячее тиснение в 19 веке активно применяли при создании сувениров. Задолго до этого людям уже было известно, что горячее клише способно на кожаных переплетах оставлять печатный след. После изобретения электричества и аккумуляторов, многие изобретатели заметили, что тепловыми приборами можно выжигать печатные символы и изображения на дереве. Ровно через сто лет на основании этих разработок родилась лазерная гравировка сувениров.